В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Социальный педагог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями. Посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в ТКДНиЗП Синарского района, ОДН ОП № 24, внутришкольном учете.
Цели профилактической работы:
- защита жизни и здоровья детей;
- профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
- пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
- пропаганда культурно-семейных ценностей;
- оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
Задачи профилактической работы:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
- координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
- осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
Принципы деятельности по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних:
- законности;
- демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- обеспечения ответственности должностных лиц;
- комплексности;
- дифференцированности;
- многоаспектности; · последовательности;
- аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Формы работы:
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- рейды по неблагополучным семьям;
- деятельность Совета профилактики школы;
- организация тематических консультации;
- индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
- работа с документами;
- диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
- содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
- работа по профориентации;
- семинары-совещания; родительские собрания, общешкольные, собрания с участием сотрудников ОДН ОП № 24 и учреждений системы профилактики;
- организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
- организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Методы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- убеждение;
- социальное проектирование;
- анализ документов;
- методика организации коллективной творческой деятельности;
- индивидуальная консультация;
- создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
- тренинги социальных навыков и модификации поведения;
- индивидуальная педагогическая поддержки.
Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).
На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально - психологической службой образовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.
В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработана профилактическая программа: «Вместе».