План профориентационных уроков в рамках проекта «Билет в будущее» в 2022-2023 учебном году
Сайт: https://bvbinfo.ru/
VK:https://vk.com/worldskillsekb
YouTube:https"://www.youtube.com/channel/UC5VTPLkOPGMz3OMzoQ4EKew?view_as="subscriber
Instagram:https://www.instagram.com/worldskillssverdlovskregion/
Родители школьников могут принять участие в профориентационном проекте «Билет в будущее» и пройти специальный курс
Уже несколько лет школьники нашего региона принимают участие во Всероссийском профориентационном проекте «Билет в будущее». Опытные педагоги помогают учащимся 6-11 классов подробнее узнать о различных профессиях и выявить склонность к определенным сферам деятельности. В рамках проекта предусмотрены экскурсии на ведущие предприятия, где дети знакомятся со спецификой работы.
Важную роль в выборе специальности играют родители. Их задача – максимально помочь подростку сориентироваться на рынке труда и образовательных услуг, чтобы не ошибиться с выбором специальности. В рамках проекта «Билет в будущее» разработан специальный курс «Родители в теме». Он возможность и инструменты родителям, чтобы развитьсобственные компетенции в понимании рынка труда, чтобы можно былолучше ориентироваться в мире современных профессий и самое главное,понимать свою роль и помощь в выборе ребенку: где ему нужно помочь, где не мешать в том выборе, который он делает, а самое главное – дать те инструменты, которые можно для этого использовать.В курсе есть информация на тему выбора профессии, в том числе ответы на вопросы: когда стоит начинать профориентацию, когда стоит задумываться, все ли в порядке у ребенка относительно профессионального самоопределения, а самое главное, различные практики и инструменты, которые позволяют оказать помощь ребенку, исходя из родительской роли.
Курс состоит из 5 модулей в формате видеоуроков. В первом модуле разбирается многообразие профессий и современные траектории развития карьеры. Во втором родители узнают о том, какие этапы профессионального самоопределения проходит подросток, как поддержать и помочь ему на этом пути, и что важно знать о подростке родителю и подростку о себе самом для грамотного выбора будущей профессии. Родители подробно изучат тренды и актуальное положение дел на рынке труда в третьем модуле. Они узнают о перспективных профессиях и отраслях экономики, о необходимых навыках, важных для работодателей сегодня, а также о том, какие существуют инструменты для знакомства подростков с профессиями и как корректно говорить с ребенком о будущем.Четвертый модуль касается образовательного ландшафта и рассказывает об основных стратегиях построения образовательной траектории. Модуль в том числе помогает разобраться, как изучать вузы и колледжи, как работать с агрегаторами информации и какими источниками пользоваться, как читать учебные планы и зачем. В рамках завершающего модуля родители получают инструменты для формирования плана действий для поддержки ребенка в самоопределении.Также, в рамках курса предусмотрены семейные тесты, чек-листы и планировщики.
Пройти курс можно бесплатно в любое удобное время. Все материалы курса опубликованы на официальном сайте проекта «Билет в будущее» по ссылке https://bvbinfo.ru/for-parents.
Как иллюзии мешают подростку выбрать профессию?
Недавний социологический опрос среди подростков 13-17 лет показал, что представители поколения альфа (дети, родившиеся после 2010 года) сложно ориентируются в сфере современных профессий, а большинство опрошенных предпочитают в будущем работать в сфере услуг. Самые популярные из названных профессий: курьер, бармен, официант и продавец. Подростков привлекает гибкий график и неполный рабочий день. Однако большинство опрошенных рассчитывает на высокий уровень оплаты, совершенно не соизмеряя доходы представителей разных сфер деятельности.
Руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина, ознакомившись с результатами опроса отметила: «Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе. Формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. «Застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте».
Эксперты советуют использовать для выбора профессии классическую формулу «хочу, могу, надо».Где«хочу» - это желания и интересы подростка, «могу» - способности и склонности,«надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение.
Хорошим помощником в вопросе выбора профессии является федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет ребятам посещать работодателей и общаться с профессионалами, увидеть своими глазами процесс работы и почувствовать собственный интерес к профессии. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. Такие экскурсии осуществляются в рамках проекта каждой школой – участником «Билета в будущее».
Также есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Сначала обсуждается общее направление, например аграрная сфера, а внутри много разных позиций - от агронома до технолога пищевого производства. Такие уроки проходят в школах каждый четверг. В них принимаю участие учащиеся 6-11 классов.
Как российской семье сэкономить сотни тысяч рублей на профориентации
Разбираемся, как государственная профориентация помогает определиться с профессией и сэкономить семейный бюджет.
Вариантов современной профориентации очень много. Но правда ли, что только платные тесты или консультации профориентологов могут дать глубокий анализ и помочь в выборе профессии? В последние несколько лет активно разрабатываются и внедряются различные федеральные проекты и программы, направленные на повышение уровня информированности школьников о различных профессиях и возможностях профессионального роста.
В 2018 году в пилотном режиме был запущенный всероссийский профориентационный проект «Билет в будущее», который включает в себя профориентационные диагностики и материалы на цифровой платформе,дополняя это все разноформатными офлайн мероприятиями по всей стране (профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, мастер-классы). С сентября 2023 года на основе «Билета в будущее» Минпросвещения России внедряет во всех российских школах Единую модель профориентации обучающихся для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
В этот же год в перечне профориентационных инициатив появляется 34-часовой курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», основной целью которого является формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению. В рамках курса школьников знакомят с разнообразными профессиональными направлениями,а также с рынком труда.
На сегодняшний день проект реализуется во всех регионах РФ. Федеральным оператором проекта «Билета в будущее» и Единой модели профориентации выступает Фонд Гуманитарных Проектов.
Как бесплатно получить то, что дорого продают?
Важно понимать, что рано или поздно профориентация детей становится задачей и родителей тоже. Чтобы помочь в выборе профессии, недостаточно учитывать только желания и способности ребёнка (но это тоже очень важно!). Нужно суметь вовремя обратить внимание и на другие факторы: востребованность профессии на рынке труда, тренды, экономика, перспективы, риски, обстановка в стране.
Рынок профориентационных предложений разнообразен. Одним из главных преимуществ платных исследований считается детализированная диагностика не только профессиональных интересов, но и личностных качеств подростка. Стоимость таких тестов может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Однако всегда ли стоит родителям переплачивать за подобные услуги?
Немного математики
Изучив рынок, мы выяснили, что стоимость одного профориентационного тестирования – от 3 000 до 7 000 рублей (в зависимости от возраста ребенка). А некоторые частные профориентологи просят 20 000 рублей за 2,5 часа консультации. Кому-то покажется, что одна встреча или тест ответят на все вопросы разом. Но не будем забывать: в период взросления ребенка его предпочтения «кем я хочу стать» постоянно меняются. И в таких случаях важно обращаться к профориентации чаще. Регулярно проходить профориентационное ориентирование целесообразно, начиная с 6 класса. Сегодня специалисты продают курсы, рассчитанные на 2-3 месяца, стоимостью от 45 000 рублей + за 6 000 рублей (а кто-то это делает и за все 15 000 рублей) можно заказать индивидуальную диагностику с учетом всех аспектов личности ребенка и профессиональных интересов. При ежегодном прохождении таких курсов расходы только на профориентацию составят около 300 000 рублей. А если ребенок в семье не один? Тогда сумма может стать просто неподъемной.
Первым в такого масштаба и качества некоммерческим профориентационным проектом стал «Билет в будущее». Для ребенка – это возможность лучше понять свои склонности и интересы, а также определить hard и softskills. Для родителей: семейные тесты, курсы, психологические советы от экспертов, полезные рекомендации, чек-листы. Все это доступно набесплатном цифровом ресурсеbvbinfo.ru.
Важно отметить, что на рынке коммерческой профориентации семейный бюджет ждут не только траты, но и разочарования – инфоцыгане не дремлют и под видом полезных практик предлагают, как совершенно мошеннические бесполезные программы, так и гибридные формы сильно облегченных копий. Мало кто из них любит тратить на одного клиента много времени. И уж совсем никто не готов бесплатно посвящать чужому ребенку несколько лет. Кроме школ и уже зарекомендовавших себя в пространстве школьной профориентации педагогов-навигаторов.
Российскаяпрофориентация с каждый годом развивается, побуждая государство работать в этом направлении еще более серьезно. Федеральные профориентационные инициативы уже сегодня становятся экологичнее, показывая, что в современных реалиях фокус внимания находится на самом ребенке, его увлечениях и желаниях. Теперь важен не просто выбор профессии, а самореализация. Инновационные методы и инструменты, которые применяются, помогают в полной мере раскрыть профессиональный потенциал, «погрузить» подростка в будущую специальность, определить его реальные интересы, сильные и слабые стороны, а также помочь родителям найти правильный подход в выборе профессии для своего ребенка.
Бесплатная платформа проекта «Билет в будущее»https://bvbinfo.ru/
Что на самом деле школьники и учителя думают о профориентации в школе?
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. СааяСливанаШораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.